C09 Концепция создания комфортной световой среды набережных Москва-реки и Яузы в пределах центральной части города

Быстрянцева Н.В., Перова Н.С., Парамонова С.В., группа компаний «Светосервис», г. Москва

Скачать доклад в .pdf | Читать комментарии и вопросы

Группе компаний «Светосервис» была поручена разработка концепции архитектурно-художественного освещения набережных Москва-реки и реки Яузы в пределах центральной части города. Работа должна была охватить территории с глубоким историческим наследием, формирование которого складывалось в результате многих культурных и социальных изменений.

Для разработки концепции авторами была предложена методология архитектурного проектирования, в которой основное внимание уделено поэтапному анализу проектируемых территорий с целью разработки наиболее подходящих светотехнических решений.

Изначально были сформулированы цели и задачи работы:

  •   изучение существующей функциональной и планировочной структуры города в пределах проектируемых зон,
  •   исследование уже освещенных объектов в вечернее время суток,
  •   разработка единого свето-цветового решения,  которое должно обеспечивать комплексное восприятие городского пространства; на базе этого исследования формулирование рекомендаций по различным видам наружного освещения, необходимых для создания комплексной свето-цветовой среды.

При исследовании территорий использовался архитектурный прием  функционального зонирования,  архитектурно-планировочный анализ городской среды. Был разработан и впервые предложен метод графического анализа существующей свето-цветовой среды, как на планах, так и на фрагментах города. Работа состояла из нескольких этапов:

1. Выявление зон с разным функциональным назначением: жилые зоны, ландшафтно-рекреационные зоны, промышленные зоны, общественные зоны, основные градостроительные доминанты территорий набережных.


Рисунок 1

На схеме (рис.1) видно, что на набережных: Фрунзенская, Тараса Шевченко, Савинская, Котельническая, Космодамианская доминирует жилая застройка. На Пречистенской, Кремлевской, Москворецкой, Софийской, Раушской, Краснопресненской  набережных преобладает общественная функция, на Озерковской, Шлюзовой, Бережковской располагается промышленная функция. Андреевская, Лужнецкая, Воробьевская, Пушкинская набережные получили развитие ландшафтной и рекреационной функций.

При анализе складывается общее понимание  назначения территорий в системе города, дающее основание для последующей разработки световой среды этих зон.                 

2. Следующим этапом рассмотрели архитектурно-планировочное формирование территорий, их композиционную структуру, а также графически выделили элементы городской среды, формирующие облик набережных.


Рисунок 2

На рис. 2 представлен анализ архитектурно-планировочного формирования городской среды на примере Кремлевской набережной. Из графического анализа видно, что господствующую роль в формировании набережной выполняют архитектурные элементы. Подчеркивают пространственную композицию элементы ландшафта, плоскостные элементы - дороги. Парапеты и гладь реки усиливают общее восприятие. Доминантой композиции является ансамбль колокольни Ивана Великого, своим центральным расположением, высотой зданий, деталировкой фасадов он акцентирует внимание зрителя.  

3. Рассмотрение существующей свето-цветовой среды территорий набережных. Для этого на схему  были нанесены зоны, участвующие в создании световой среды города, выделены объекты, имеющие повышенную яркость. Для сравнения главенствующей роли объектов в городской среде при естественном и искусственном свете обозначения архитектурно-градостроительных доминант перенесены на схему светового зонирования. В результате графического сравнения были выявлены недостатки  существующей световой среды (рис. 3).


Рисунок 3

4. Для анализа недостаточно рассмотрения на плане существующей световой среды. Из этого материала возможно сделать выводы только об общей световой организации.  Поэтому нами были  разработаны и предложены два типа анализа свето-цветовой среды фрагментов города.

Первый - Дифференциация территорий по используемым видам освещения - дал представление, какими видами освещения формируется данная свето-цветовая среда. На примере  Кремлевской набережной (рис.4) видно, что в световой среде доминирует архитектурное освещение стен и башен Кремля, а также функциональное освещение дорог и площадей.


Рисунок 4

Второй тип - Типология масштабов восприятия - дает представление о композиции городского пространства этого фрагмента при искусственном свете. На рисунке  видно, что при освещении только стен Кремля складывается неполное восприятие объекта. Теряется архитектурная и градостроительная значимость ансамбля в вечерней панораме города.

После проведенного анализа приступили  к разработке световых образов набережных. Подход к формированию зависел от функциональной принадлежности территорий. Например, для жилых зон важен комфорт и безопасность, поэтому нами рекомендуется использование  функционального, декоративного, ландшафтного и информационного освещения. Территории с преобладанием промышленной функции предлагается сделать социально комфортными. Для этого помимо функционального освещения рекомендуется особое внимание уделить декоративно-художественному и информационно-рекламному освещению. Помимо этого был сформулирован подход к созданию световой среды общественных, рекреационных и ландшафтных территорий. В работе представлен световой план, на котором намечены главные зоны набережных,  их комплексное световое решение (рис. 5).


Рисунок 5

Даны конкретные предложения по фрагментам набережных, при организации светового решения которых главное - сохранение соподчиненности компонентов городской среды, выявленное в дневном образе. Для целостности композиции необходимо участие в нем всех элементов, в соответствии с их дневной ролью.


Рисунок 6

На примере Кремлевской набережной (рис.6) видно, что световая среда формируется с участием всех элементов: главной доминантой становятся православные храмы, подчеркивает пространственную структуру ансамбля освещение ландшафта, крон деревьев. Предложен другой прием освещения стен Кремля, который объединит композицию и усилит целостное восприятие. Авторами показаны пути развития световых решений для разных функциональных зон. На примере фрагментов набережных даны изображения существующей световой среды и предлагаемого светового решения.

Работа по формированию светового архитектурно-художественного образа набережных выполнена с учетом проекта единой свето-цветовой среды города Москвы и требует дальнейшего развития, углубления и рассмотрения разных аспектов формирования световой среды, детальной разработки конкретных светотехнических решений.

Тематика:

Возможность добавлять комментарии отключена в связи с окончанием конференции.

 

Российская светотехническая интернет-конференция, 2009 г.
© Межрегиональное светотехническое общество
© Коллектив авторов
22 queries. 0.084 seconds.